ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС

Мозговой штурм как метод принятия управленческого решения. История,
основные этапы и процедуры метода

    ТЕКУЩИЕ ОТВЕТЫ

    • jeans
    • Пилюлькин (254)
    • 01.02.2011 22:42:10

    «Мозговой штурм» — это метод, который основан не процессе генерации информации, проводимом группой специалистов.
    Процесс генерации подразумевает быстрый сбор различных вариантов ответов (решений) по конкретному поставленному вопросу для дальнейшей экспертной обработки и прогнозирования результативности отобранных вариантов решения.
    Принципы метода "мозгового штурма":
    1. Четкая формулировка цели и/или задач и ограничений.
    2. Обеспечение максимальной свободы участникам
    o предоставление слова каждому (поощрение застенчивых, "придержание" наиболее активных и авторитетных);
    o полная свобода мнений, поощрение "безумных" идей, аналогий (литературных, музыкальных, биологических и т.д.);
    3. Тщательное формирование состава участников
    o определение численности;
    o по специализации, предназначенное для полного покрытия необходимой области, а в некоторых случаях, выходящего за ее пределы, а также возможности частичной взаимной замены);
    o психологическая (отсутствие злокачественных конфликтов, явных лидеров);
    o по квалификации (высокий и примерно равный уровень)
    o иногда введение "рыжего";
    4. Иерархическое ведение обсуждений: сначала - максимально вширь, затем оценка перспективности вариантов и отбор наилучших, потом снова "вширь";
    5. Огромная роль "ведущего"и демократический стиль руководства:
    o создание творческой, целенаправленной и бесконфликтной атмосферы;
    o умение "выявлять" предложения и направлять ход дискуссии (греческий метод).
    Выводы:
    1. Метод мало формализован.
    2. Нагрузочность и конфликтность.
    3. Результаты чрезвычайно сильно зависят от подготовки и проведения.
    Метод мозгового штурма появился в Соединенных Штатах Америки в конце 30-х годов, а окончательно оформился и стал известен широкому кругу специалистов с выходом в 1953 году книги А. Осборна "Управляемое воображение" [6], в которой были раскрыты принципы и процедуры творческого мышления.
    Структурно метод довольно прост. Он представляет собой двухэтапную процедуру решения задачи: на первом этапе выдвигаются идеи, а на втором они конкретизируются, развиваются.

      • Гость
      • 31.01.2011 19:27:02

      Метод мозгового штурма появился в Соединенных Штатах Америки в конце 30-х годов, а окончательно оформился и стал известен широкому кругу специалистов с выходом в 1953 году книги А. Осборна "Управляемое воображение" [6], в которой были раскрыты принципы и процедуры творческого мышления
      Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Является методом экспертного оценивания.
      Этапы и правила мозгового штурма
      Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа. Этапы отличаются организацией и правилами их проведения:
       Постановка проблемы. Предварительный этап. В начале этого этапа проблема должна быть четко сформулирована. Происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма.
       Генерация идей. Основной этап, от которого во многом зависит успех (см. ниже) всего мозгового штурма. Поэтому очень важно соблюдать правила для этого этапа:
      • Главное — количество идей. Не делайте никаких ограничений.
      • Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой.
      • Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.
      • Комбинируйте и улучшайте любые идеи.
       Группировка, отбор и оценка идей. Этот этап часто забывают, но именно он позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько "одинаково" участники понимают критерии отбора и оценки идей.
      Мозговые атаки
      Для проведения мозговой атаки обычно создают две группы:
      участники, предлагающие новые варианты решения задачи;
      члены комиссии, обрабатывающие предложенные решения.
      Различают индивидуальные и коллективные мозговые атаки.
      В мозговом штурме участвует коллектив из нескольких специалистов и ведущий. Перед самим сеансом мозгового штурма ведущий производит четкую постановку задачи, подлежащей решению. В ходе мозгового штурма участники высказывают свои идеи, направленные на решение поставленной задачи, причём как логичные, так и абсурдные. Если в мозговом штурме принимают участие люди различных чинов или рангов, то рекомендуется заслушивать идеи в порядке возрастания ранжира, что позволяет исключить психологический фактор «соглашения с начальством».
      В процессе мозгового штурма, как правило, вначале решения не отличаются высокой оригинальностью, но по прошествии некоторого времени типовые, шаблонные решения исчерпываются, и у участников начинают возникать необычные идеи. Ведущий записывает или как-то иначе регистрирует все идеи, возникшие в ходе мозгового штурма.
      Затем, когда все идеи высказаны, производится их анализ, развитие и отбор. В итоге находится максимально эффективное и часто нетривиальное решение задачи.

          ВАШ ОТВЕТ